Экологическая тропа
Темы |
Содержание |
|
1 |
«Березовая аллея» |
Цель: Знакомить с одним из символов России. Расширить представления детей об образе березы в поэзии, искусстве, устном народном творчестве Знакомить со способами и видами использования людьми березы, упражнять в словообразовании относительных прилагательных от слова «береза». Задачи: Образовательные: Закреплять, уточнять и расширять знания детей о березе: дерево и его части, отражение в фольклоре, в произведениях поэтов России, использование человеком. Развивающие: Развивать мышление, обогащать словарный запас. Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Речевые: Обогащать словарный запас. Оборудование: Иллюстрации изображения берёзы, стихи о берёзе. Методы и приёмы: Наглядные, словесные, беседа, чтение художественной литературы. Ход занятия: Рассматривание иллюстраций изображения берёзы и берёзовой рощи, Чтение о обсуждения стихотворений Г. Ховырев «Берёзовая роща», И. Токмакова «Берёза». |
2 |
«Зелёная аптека» |
Цель: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе (крапива, одуванчик, подорожник, мята и др.), их ценности для здоровья, правил пользования. Задачи: Образовательные: Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах. упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях. Развивающие: Развивать мышление, обогащать словарный запас путем разгадывания и загадывания загадок. Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе. Речевые: Формировать у детей умение правильно называть лекарственные растения. Оборудование: Загадки, половицы и поговорки, иллюстрации лекарственных растений. Методы и приёмы: Наглядные, словесные, пояснение. Ход занятия: Рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок и загадывание самостоятельно загадок про лекарственные растения, обсуждение пословиц и поговорок. |
3 |
«Юные экспепементаторы» |
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Задачи: Образовательные: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Установить свойства песка, воды, агрегатное состояние воды. Развивающие: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды и песка. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов. Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление. Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. Речевые: Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли; обогатить словарь. Оборудование: Лотки, песок, лупа, сито, карандаш, прозрачные сосуды разной формы, вода. Методы и приёмы: Проведение опытов. Ход занятия: Проведение опытов с песком и водой, наблюдение за состоянием воды и песка. |
4 |
«Муравейник» |
Цель: Познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе, приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Образовательные: Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнёзда. Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам. Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы поведения. Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. Речевые: Формировать связную речь. Развивать эмоциональность речи. активизировать словарный запас детей: природа, насекомые, муравьи, муравейник, помощь. Методы и приёмы: Словесные, наглядные, наблюдение. Дидактические игы. Ход занятия: Беседа о муравьях, дидактическая игра «Собери картинку муравья», загадки о насекомых, показ картинок, дидактическая игра «Угадай, кого не стало», подвижная игра «Собери муравейник», беседа о пользе насекомых. |
5 |
«Сад и огород» |
Цель: расширять и уточнять знания о фруктах и овощах. Задачи: Образовательные: продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их; продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов; закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов. Развивающие: развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас. Приобщать детей к словесному искусству; развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения. Речевые: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Огород», обогащение экспрессивной речи словами-признаками, словами-действиями по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными), совершенствования навыка рассматривания Воспитательные: воспитывать у детей желание включаться совместно со взрослым в предложенную работу; приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений; воспитывать желание работать с друг другом. Методы и приёмы: Словесные, наглядные. Ход занятия: Рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок про овощи и фрукты, обсуждение пословиц, дид. игры: «Вершки и корешки», «Красный, зелёный ,оранжевый», «Круглый, овальный, треугольный», «Четвёртый лишний», «Скажи ласково», «Один-много», «Весёлый счёт». |
6 |
«Городские цветы» |
Цель: Расширить представления детей о городских цветах, закрепить умение ухаживать за цветами на клумбе детского сада, создавать условия для ознакомления с разнообразием городских цветов и влияние их на эмоциональную сферу человека. Задачи: Образовательные: уточнить названия цветов, знакомить с особенностями их строения и отличительных признаков. Научить детей различать цвета в природе. Развивающие: Развивать творческие способности детей, закрепить умение отображать полученные впечатления в рисунках и творческих работах. Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к растениям. Речевые: Упражнять в употреблении существительных во множественном числе, активизировать словарный запас детей. Методы и приёмы: Словесные, наглядные, научно – практические, нетрадиционное рисование цветов Ход занятия: Рассматривание иллюстраций цветов, Игра « Опиши и сравни», «Один-много», рисование цветов при помощи мочалок и ниток. |
Программа занятий
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
Характеристика тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождение: г. Донецк, Ленинский проспект 148, МБДОУ "Ясли - сад №398 г. Донецка"
Год закладки: 2023
Состояние тропы: хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая
Экологическая тропа располагается на территории МБДОУ "Ясли - сад № 398 г. Донецка" микрорайона Голубой». Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый с высоким процентом озеленения, к которым и относится экологическая тропа детского сада.
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок -
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
можно только сердцем. (П.Гвездослав)
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы - проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией - дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания, и приглашать их к себе в гости. В МДОУ № 398 хозяином тропинки был выбран «Гном» (См. Приложение 3).
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
-Экологические беседы;
-наблюдения;
-элементарные опыты;
-экскурсии;
-целевые прогулки;
- экологические конкурсы, викторины;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- труд в природе;
- «Красная книга природы»;
-коллекционирование;
- экологические досуги, развлечения, праздники;
- экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
-театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
-Взросло-детские проекты;
-изготовление рисунков, поделок;
-субботники по облагораживанию территории МДОУ;
-участие в конкурсах
-участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
-фотовыставки;
-изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
8. Разработка маршрута экологической тропы.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»