"Экологическая тропа"

учитель- дефектолог Чумаченко Татьяна Владимировна.
учитель- дефектолог
Чумаченко Татьяна Владимировна

Темы

Содержание

1

«Березовая аллея»

Цель: Знакомить с одним из символов России. Расширить представления детей об образе березы в поэзии, искусстве, устном народном творчестве

Знакомить со способами и видами использования людьми березы, упражнять в словообразовании относительных прилагательных от слова «береза». 

Задачи:

Образовательные: Закреплять, уточнять и расширять знания детей о березе: дерево и его части, отражение в фольклоре, в произведениях поэтов России, использование человеком.

Развивающие: Развивать мышление, обогащать словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.

Речевые: Обогащать словарный запас.

Оборудование: Иллюстрации изображения берёзы, стихи о берёзе.

Методы и приёмы: Наглядные, словесные, беседа, чтение художественной литературы.

Ход занятия: Рассматривание иллюстраций изображения берёзы и берёзовой рощи, Чтение о обсуждения стихотворений Г. Ховырев «Берёзовая роща», И. Токмакова «Берёза».

2

«Зелёная аптека»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе (крапива, одуванчик, подорожник, мята и др.), их ценности для здоровья, правил пользования.

Задачи:

Образовательные: Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах. упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Развивающие: Развивать мышление, обогащать словарный запас путем разгадывания и загадывания загадок.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.

Речевые: Формировать у детей умение правильно называть лекарственные растения.

Оборудование: Загадки, половицы и поговорки, иллюстрации лекарственных растений.

Методы и приёмы: Наглядные, словесные, пояснение.

Ход занятия: Рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок и загадывание самостоятельно загадок про лекарственные растения, обсуждение пословиц и поговорок.

3

«Юные экспепементаторы»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Установить свойства песка, воды, агрегатное состояние воды.

Развивающие: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды и песка. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов. Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Речевые: Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли; обогатить словарь.

Оборудование: Лотки, песок, лупа, сито, карандаш, прозрачные сосуды разной формы, вода.

Методы и приёмы: Проведение опытов.

Ход занятия: Проведение опытов с песком и водой, наблюдение за состоянием воды и песка.

4

«Муравейник»

Цель: Познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе, приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные: Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнёзда. Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.

Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы поведения.

Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Речевые: Формировать связную речь. Развивать эмоциональность речи. активизировать словарный запас детей: природа, насекомые, муравьи, муравейник, помощь.

Методы и приёмы: Словесные, наглядные, наблюдение. Дидактические игы.

Ход занятия: Беседа о муравьях, дидактическая игра «Собери картинку муравья», загадки о насекомых, показ картинок, дидактическая игра «Угадай, кого не стало», подвижная игра «Собери муравейник», беседа о пользе насекомых.

5

«Сад и огород»

Цель: расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

Задачи:

Образовательные: продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их; продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов; закреплять и уточнять знания о заготовке и хранении овощей, фруктов.

Развивающие: развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас. Приобщать детей к словесному искусству; развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.

Речевые: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Огород», обогащение экспрессивной речи словами-признаками, словами-действиями по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными), совершенствования навыка рассматривания

Воспитательные: воспитывать у детей желание включаться совместно со взрослым в предложенную работу; приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений; воспитывать желание работать с друг другом.

Методы и приёмы: Словесные, наглядные.

Ход занятия: Рассматривание иллюстраций,  разгадывание загадок про овощи и фрукты, обсуждение пословиц, дид. игры: «Вершки и корешки», «Красный, зелёный ,оранжевый», «Круглый, овальный, треугольный», «Четвёртый лишний», «Скажи ласково», «Один-много», «Весёлый счёт».

6

«Городские цветы»

Цель: Расширить представления детей о городских цветах, закрепить умение ухаживать за цветами на клумбе детского сада, создавать условия для ознакомления с разнообразием городских цветов и влияние их на эмоциональную сферу человека.

Задачи:

Образовательные: уточнить названия цветов, знакомить с особенностями их строения и отличительных признаков. Научить детей различать цвета в природе.

Развивающие: Развивать творческие способности детей, закрепить умение отображать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к растениям.

Речевые: Упражнять в употреблении существительных во множественном числе, активизировать словарный запас детей.

Методы и приёмы: Словесные, наглядные, научно – практические, нетрадиционное рисование цветов

Ход занятия: Рассматривание иллюстраций цветов,

Игра « Опиши и сравни», «Один-много», рисование цветов при помощи мочалок и ниток.


 

Программа занятий

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1)    Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2)    Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3)    Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4)    Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: г. Донецк, Ленинский проспект 148, МБДОУ "Ясли - сад  №398  г. Донецка"

Год закладки: 2023

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории МБДОУ "Ясли - сад№398 г. Донецка" микрорайона Голубой». Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый с высоким процентом озеленения, к которым и относится экологическая тропа детского сада.

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок -

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

можно только сердцем. (П.Гвездослав)

1.     Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2.     Не мешайте жить обитателям тропы - проходите без лишнего шума.

3.     Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4.     Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5.     На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6.     С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

7.     С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

1.     Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2.     Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией - дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3.     Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания, и приглашать их к себе в гости. В МДОУ № 398 хозяином тропинки был выбран «Гном» (См. Приложение 3).

4.     Составление паспорта экологической тропы.

5.     Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.     Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

-Экологические беседы;

-наблюдения;

-элементарные опыты;

-экскурсии;

-целевые прогулки;

-      экологические конкурсы, викторины;

-      решение экологических ситуативных задач;

-      чтение художественной литературы;

-      обсуждение и проигрывание ситуаций;

-      трудовой десант;

-      труд в природе;

-      «Красная книга природы»;

-коллекционирование;

-      экологические досуги, развлечения, праздники;

-      экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

-театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

-Взросло-детские проекты;

-изготовление рисунков, поделок;

-субботники по облагораживанию территории МБДОУ;

-участие в конкурсах

-участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

-фотовыставки;

-изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7.     Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8.     Разработка маршрута экологической тропы.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie