«Ритмические ступеньки»
Занятия имеют следующую структуру:
1. Вводная часть - двигательная разминка (4-5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений, бега в различных направлениях под музыку.
11. Основная часть (15- 20 минут) состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально- ритмических движений ( А ), развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики ( Б ), на развитие способности ориентироваться в пространстве ( В ), на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности ( Г ), творческих способностей ( Д ). В основную часть включены упражнения на оптимизацию функции дыхания.
1.3. Методические рекомендации организации и проведению занятий |
Коррекционные ритмические занятия должны проходить на фоне эмоционального подъёма. Необходимо обязательно поощрять малейшие успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, своё понимание музыкального образа. Одним из ведущих принципов достижения эффективности работы на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Методика обучения музыкально - ритмическим движениям детей 4-5 лет с умственной отсталостью
Задачи и содержание обучения
Музыкально – ритмические движения — привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию их инициативы и самостоятельности: они по-своему «изображают» персонажей игр, танцуют, запоминают последовательность движений.
Осуществляя воспитательные задачи, педагог проводит обучение, развивая у детей музыкально-ритмические навыки и выразительность движения.
Дети учатся различать, чувствовать и осознавать наиболее простые элементы музыкальной выразительности, воспринимая музыку целостно, ощущая ее настроение, общий характер. Обращается внимание на то, что, например, с помощью темпа, динамики и регистра в пьесе можно передать характер медленной поступи медведя, быстрых движений зайчиков.
Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: спокойную ходьбу на бег, сильный энергичный шаг на тихую поступь и т п. Ведется постоянная работа по развитию ритмичности: четкой ходьбы, точного начала и окончания движений вместе с музыкой. Дети учатся прохлопывать рисунок самостоятельно и с помощью взрослого. Формируется умение подыгрывать на музыкальных инструментах (погремушках, барабане, металлофоне, колокольчиках), развивается у детей интерес к музицированию. Коррекционные ритмические занятия способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).
Методика обучения музыкально - ритмическим движениям
детей 5-6 лет с умственной отсталостью
Задачи и содержание обучения
Музыкально – ритмические движения определяются характером музыки, развитием ее музыкальных образов. Дети учатся воспринимать произведение в целом и, двигаясь, передавать его настроение. Они ощущают изменения темпа, динамических оттенков. Художественные движения углубляют представлениям ребят об окружающем, рассказывают о многих интересных событиях, обогащают, радуют, воспитывая интерес и любовь к музыке. Программа требует одновременной работы над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения. Развивая чувство ритма, ребят учат подчеркивать сильную долю такта, применяя различные гимнастические движения (руки вверх, руки вниз и т. п.) в упражнениях с предметами (платочками, лентами и др.). На занятиях у детей развиваются навыки инсценирования песен; дети учатся изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях. Воспитанники учатся исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах ( погремушках, барабане, металлофоне, ложках, трещётках, колокольчиках); индивидуально и подгруппами. Для детей на занятиях создаются условия для получения детьми удовольствия от музицирования и общения. Коррекционные ритмические занятия способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, ловим капельки дождя, лепим мы снеговика и др.) и сценок, используя мимику и пантомиму (мишка веселый и грустный, порхающая бабочка, сердитый волк, весёлые козлята и т. д.), развитию творчества детей, побуждают их к активным самостоятельным действиям.
Программа занятий
Программа коррекционных ритмических занятий
с детьми дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью от 4 до 6 лет
«Ритмические ступеньки»
(комплекс практических материалов)
Данная программа предназначена для проведения коррекционно- развивающей работы с детьми от 4 до 6 лет имеющими лёгкую умственную отсталость. Программа адресована музыкальным руководителям, учителям-дефектологам, воспитателям, руководителям дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного типа для детей с умственной отсталостью.
Цель программы: профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Задачи программы: Содержание обучения и воспитания в программе конкретизируется в образовательных, воспитательных, оздоровительных, и коррекционно-развивающих задачах. Можно выделить несколько блоков коррекционно - развивающих задач, реализуемых на коррекционных ритмических занятиях: - развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально - ритмических движений; -развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики; -развитие способности ориентироваться в пространстве; -развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств; - развитие детской фантазии, воображения, творчества. А также на занятиях решаются дополнительные задачи на воспитание нравственных и личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, самостоятельности, собранности и т.д. психомоторики; -развитие способности ориентироваться в пространстве; -развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств; - развитие детской фантазии, воображения, творчества. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»